КАЗ    РУС    ENG
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ БЛОГ АКИМА ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ На главную Подписаться на новости Написать письмо Карта сайта Версия для печати
На главную

 

 

 

 

 

 

 

Земельная реформа

График дежурств В Call-center по земельным вопросам по Бородулихинскому району Восточно-Казахстанской области *.doc 63 Kb

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос 1: Что означает нерациональное использование земли и как это контролируется?
Ответ: Нерациональное использование сельскохозяйственных земель – это означает, что земля используется способами, которые ведут к значительному снижению плодородия почвы либо земля вообще не используется.
Рациональное использование земель сельхоз назначения регулируется Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 27 марта 2015 года № 268.
Факты не рационального использования земель сельхоз назначения устанавливаются при проведении работ по госконтролю за использованием и охраной земель.
При выявлении таких фактов на лиц, допустивших нарушения, применяются меры административного воздействия, вплоть до изъятия.

Вопрос 2: Каковы действия со стороны государственных органов в случае выявления нерационально использования сельхоз земель?
Ответ: Если в течение года землепользователь нерационально использует земельный участок, то ему выписывается предписание об устранении нарушений. Если за год ситуация не изменится, то местные исполнительные органы направляют исковое заявление в суд об изъятии данного земельного участка.

Вопрос 3: Кто имеет право участвовать в аукционе? Могут ли принять участие в торгах зарубежные инвесторы?
Ответ: В аукционе имеют право участвовать все граждане и юридические лица Республики Казахстан, в порядке и на условиях предусмотренных законодательством РК.
Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, не могут участвовать на аукционах по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Зарубежные инвесторы, а также иностранные граждане могут принять участие лишь в конкурсах, где будет реализовываться земельный участок сельхоз назначения с предоставлением права аренды на срок до 25 лет.
На приграничных территориях, какая-либо продажа земель иностранцам вообще запрещена.

Вопрос 4: Почему временной промежуток аренды для иностранцев определен сроком до 25 лет?
Ответ: Потому что сельское хозяйство является капиталоемким производством, зависимым от природных факторов, и имеет сезонный характер воспроизводства.
В отличие от промышленного производства работа на земле дает меньшую отдачу на вложенный капитал и первые 15 лет пойдут на то, чтобы окупить затраты. Поэтому срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения определен сроком до 25 лет.

Вопрос 5: Определена ли стоимость каждого конкретного участка?
Ответ: Стоимость конкретного земельного участка определяется в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки.
К базовым ставкам применяются поправочные (повышающие или понижающие) коэффициенты в зависимости от качественного состояния земельного участка, его местоположения, водообеспечения, удаленности от центров обслуживания и т.д.
К примеру, чем дальше земельный участок от населенного пункта, объекта инфраструктуры, тем ниже понижающий коэффициент.
Расчет производится индивидуально по каждому земельному участку.
Цена земельного участка при реализации через аукцион будет определяться, в первую очередь, через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
При этом, если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 % от кадастровой стоимости).

Вопрос 6: Куда будут поступать средства, полученные от торгов земельных участков, и как они будут расходоваться?
Ответ: Средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд и используются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, то есть в соответствии с бюджетным законодательством.

Вопрос 7: Не случится ли такого, что у добросовестного арендатора отберут землю более богатые инвесторы?
Ответ: Земли сельхоз назначения передаются в аренду казахстанцам на 49 лет. Если арендатор захочет выкупить арендуемый участок, то он имеет первоочередное право на покупку этой земли. При этом продажа осуществляется без аукциона – по льготной цене (на 50%) и с рассрочкой на 10 лет. Но это только при добросовестном использовании земли.

Вопрос 8: Какие именно участки будут выставлены на торги?
Ответ: Местными исполнительными органами запланирована в текущем году реализация в частную собственность посредством торгов 1,7 млн. гектар сельскохозяйственных земель по всей республике.
Исключение составляют города Астана и Алматы поскольку генеральными планами указанных городов развитие сельского хозяйства не предусматривается.
В настоящее время во всех регионах ведутся подготовительные работы для реализации с 1 июля сельскохозяйственных земель по новым поправкам в земельное законодательство.

Вопрос 9: Может ли иностранный гражданин приобрести в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения?
Ответ: Приобретение иностранным гражданином земельных участков сельскохозяйственного назначения, в частную собственность исключено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Республики Казахстан, иностранцы, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

 

Актуальные вопросы по Земельному кодексу РК

Нововведения земельного кодекса

Для обеспечения рационального и эффективного использования земель сельхоз назначения, приняты ряд мер, направленных на введение земли в рыночный оборот.
В целях стимулирования активного рыночного оборота земель и повышения экономической отдачи от земельного фонда Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» (далее – Закон) внесены ряд изменений в Земельный кодекс.

Первое. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, будут предоставляться физическим и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством продажи через аукционы в следующей последовательности:
В первую очередь - через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
Если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 % от кадастровой стоимости).

Второе. Предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде.
Данная норма учитывает интересы нынешних землепользователей и предоставляет им право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхоз назначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50% от его кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет.
Также предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.

Третье. Снятие ограничений по использованию земель сельхоз назначения находящихся в аренде.
Предложенная норма позволит землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности закладывать в банк, отчуждать в течении всего срока аренды.
Это позволит повысить ценность права землепользования и в целом послужит действенной мерой господдержки для сельхозтоваропроизводителей.

Четвертое. Упрощение процедуры смены целевого назначения земельного участка. Регулярный мониторинг использования сельхоз земель, передача всех неиспользуемых угодий в государственный фонд для дальнейшей приватизации
В Земельный кодекс внесена норма, предусматривающая исключение процедуры изменения целевого назначения сельхоз земель при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования на данных участках.
В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек, исключается процедура изменения целевого назначения земельного участка при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования.

О приобретении земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами

В соответствии с нормами Земельного кодекса иностранный гражданин может обладать земельным участком сельскохозяйственного назначения только на праве аренды сроком до двадцати пяти лет.
В частную собственность предоставление сельхоз земель не допускается.
В тех случаях, когда приобретенный земельный участок не может принадлежать с тем видом права, то в течении трех месяцев этот вид права подлежит отчуждению либо переоформлению.
Вместе с этим иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не допускается предоставление земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан.

О принудительном изъятии земельного участка, приобретенного физическим либо юридическим лицом, который не используется длительное время

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Земельного Кодекса РК, в случае если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекс.
Исключение составляют земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Казахстан, предоставленные для индивидуального жилищного строительства.
При этом, согласно пункту 2 статьи 94 Кодекса, иск о принудительном изъятии земельного участка предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Также иск о принудительном изъятии предъявляется по истечении срока выданного предписания.
Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год с момента выявления факта неиспользования земельного участка по назначению.
Срок неиспользования земельного участка по целевому назначению, согласно требованиям статьи 92 Кодекса, исчисляется со дня принятия решения о его предоставлении.

Об изменении целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения
В соответствии с пунктом 3 статьи 97 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях (статья 90 настоящего Кодекса).
На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные).
Так, для возможности использования земельного участка под коммерческую деятельность землепользователю необходимо изменить целевое назначение земельного участка, которое регулируется статьей 49-1 Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 49-1 Кодекса, физические и юридические лица, заинтересованные в изменении целевого назначения земельного участка, подают заявление в местный исполнительный орган по месту нахождения земельного участка.
Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции подготавливает предложение о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению (пункт 7 статьи 49-1 Кодекса).
Решение местного исполнительного органа об изменении либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения комиссии.
Отказ в изменении целевого назначения земельного участка должен быть мотивированным (пункт 12 статьи 49-1 Кодекса).

О передаче земельного участка в залог

Согласно Земельного кодекса земельный участок, принадлежащий залогодателю на праве частной собственности или праве землепользования, может быть предметом залога.
К залогу земельного участка и права землепользования применяются правила об ипотеке недвижимости (ст. 76 ЗК). Залогодателями могут быть физические и негосударственные юридические лица, имеющие земельные участки на праве частной собственности или на праве временного возмездного долгосрочного землепользования (п.1 ст. 79 ЗК).
Залог земельного участка или права землепользования – это основанный на договоре залога либо на основании законов Республики Казахстан способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного земельного участка или права землепользования преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит этот земельный участок или право землепользования за изъятиями, установленными Гражданским кодексом РК. Право крестьянина по передаче земельного участка в залог является добровольным, никто не может заставить его подписывать договор о залоге в принудительном порядке.

О контроле рациональности использования земель сельхоз назначения

Вопросы рационального использования земель сельхоз назначения регулируется Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Министерства национальной экономики РК (от 27 марта 2015 года № 268).
Правила направлены на обеспечение рационального использования земель сельхоз назначения, в том числе недопущения спада продуктивности пашни, существенного снижения плодородия почв, проведения агрохимических обследований, выбытия земельного участка из сельскохозяйственного использования вследствие зарастания сорной растительностью либо карантинной растительностью и т.д.
Вопросы рационального использования земель сельхоз назначения являются ключевыми при проведении работ по госконтролю за использованием и охраной земель.
Управлениями по контролю за использованием и охраной земель местных исполнительных органов, при установлении фактов не рационального использования земель, применяются меры административного воздействия, вплоть до изъятия.

 

У единого народа приумножатся блага

У единого народа приумножатся благаЧеловечество создано для жизни в единстве и согласии. Жизнь в единстве требует своей мудрости. Если в обществе преобладают такие важные ценности как единство, сплоченность, согласие, нравственность и взаимопонимание, то растет благополучие народа и жизнь наполняется праведностью.
Стабильность и согласие неразделимы. А согласие вознаграждается изобилием Аллаха. Там, где нет единства, не будет и достатка. Это мы можем видеть не только на примере дальних стран, но и соседних государств.

С тех пор как на меня возложили ответственность руководить мусульманскими общинами, мечетями и медресе страны, я стараюсь всегда призывать жамагат быть терпеливыми, спокойными и рассудительными по отношению к возникающим вопросам в религиозной сфере.
Религиозная жизнь получает развитие в той стране, где есть единство и согласие. Мы ни в коем случае не должны забывать об этом. Ведь раскол приводит к потере единства. Разве можно говорить о существовании религии в обществе, где повседневно существует угроза жизни человека?
К сожалению, в ХХІ веке миллионы людей не могут ощущать себя в полном спокойствии. Посланник Аллаха повелевал: «Придерживайтесь единства и общности, остерегайтесь раскола», и это великое назидание. Разве в народе не говорят, что «отделившегося съест волк»?!

Религия дана человеку Аллахом для благодеяний, стремления к высокой морали, это Великий путь. Нравственность ведет к уважению, радости, счастью и достатку в обеих мирах, обращает к лучшему, направляет жизнь человека на благосостояние, а поступки на доброжелательность.
Все религии служат обогащению внутреннего духовного мира людей и способствуют благополучной жизни всего человечества.
Поэтому необходимо использовать эту силу во благо развития нашей страны, единства и дружбы всего населения. Неоценим вклад религии Ислама в развитии согласия и солидарности.
Всевышний Аллах во 2-ом аяте суры «Маида» Священного Корана повелевал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве».
Учитывая особую роль священнослужителей на пути призыва народа к благодеянию, доброте и единству, нами уделяется особое внимание повышению опыта, потенциала и квалификации имамов.
Президент в своих ежегодных Посланиях придает особое значение духовной жизни народа, в том числе, повышению ценностей семьи, иммунитета к лжерелигиям, сохранению единства и совершению таких благих деяний, как благотворительность, милосердие и прощение.

Президент представил План нации «100 конкретных шагов», который отвечает на глобальные вызовы и одновременно направлен на вхождение в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. Эта Программа создаст условия, позволяющие уверенно пройти сложный период испытаний. В данном документе были затронуты такие актуальные вопросы, как оказание государственной поддержки в сфере образования, социальной и медицинской помощи, необходимой для населения. Человек, получивший качественное образование и здоровье, очевидно, внесет больший вклад в процветание и благополучие страны.
В этом контексте Муфтият, всецело поддерживая инициативы Главы государства, придает важное значение повышению религиозных и светских знаний имамов. В настоящее время многие имамы наряду с религиозными знаниями стремятся получить и светское образование. Главная задача имамов – качественно удовлетворять духовные потребности народа.
Руководство страны не принимает решений без использования смысла известной поговорки «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Подчинение руководителю является одной из обязанностей мусульманина. Поэтому долг каждого мусульманина относиться с пониманием к различным проблемам, возникающим внутри современных обществ, сохранять спокойствие и солидарность, вносить свой вклад в единство народа.
В настоящее время в казахстанском обществе в связи с возникающими  вопросами со стороны населения касательно земельного вопроса Глава государства принял очень мудрое решение ведя моратории на применение отдельных норм земельного законодательства. По-моему это как раз тот случай, когда все мы можем всвесив все за и против принят взвешенное и правильное решение.   
Поскольку нашим основным направлением является религиозная, духовная сфера деятельности, мы трудимся во благо духовного развития страны. Если крепнет духовность и вера населения, то и страна будет процветать.
Наш народ всегда ценил мир, дружбу и согласие как главное богатство, что и стало фундаментом развития нашей страны.

Из истории известно, что религиозные деятели, обеспокоенные будущим народа, также особо выделяли согласие и единство. Как они полагали, единство народа ценнее всего.
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) основал мусульманство на основе единства. Умение Посланника Аллаха объединиться вокруг единой цели должно стать примером для всех людей.
В народе говорят: «Богатство - не богатство, единство - богатство». Всемогущий Аллах в 10-м аяте суры Хужурат Священного Корана всех мусульман призвал: «Действительно, верующие - братья. Примиряйте же двух братьев».
Современному обществу необходимы религиозно-нравственные ценности. Разве проявление заботы по отношению к нуждающимся - это не обязанность благородных людей? Так что давайте помогать друг другу в добрых делах, братья и сестры!
Каждый мусульманин должен основываться на словах Пророка Аллаха: «Дающая рука выше берущей», и вместо того, чтобы просить у государства,  должен задаваться вопросом, а что он сам сделал и может сделать для Родины.
Если каждый, у кого есть профессия или специальность, будет профессионалом в своем деле, то мы приблизимся к нашей цели, обозначенной Главой государства по вхождению в число тридцати развитых стран.
Прошу Аллаха ниспослать нашему народу процветание, мира и согласия. Дальнейшего укрепления и роста независимости нашей страны. Пусть будут благородными цели мусульман, да будут услышаны наши молитвы. Аминь!

Ержан кажы Малгажыулы,
Председатель Духовного управления
мусульман Казахстана, Верховный муфтий

 

Разъяснение положений Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан».

С введением в действие обновленного Земельного кодекса закладывается законодательная основа бережного отношения к землям сельскохозяйственного назначения, а соответственно развития аграрного сектора, дополнительной занятости населения, привлечения инвестиций, внедрения инноваций.
Для обеспечения рационального и эффективного использования земель сельхоз назначения предлагаются меры по введению земли в рыночный оборот.
Внесены изменения в Земельный кодекс Республики Казахстан.

Первое нововведение. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности будут предоставляться физическим и юридическим лицам Республики Казахстан на праве частной собственности посредством продажи через аукционы (статьи 24 и 48-1 Земельного Кодекса Республики Казахстан в редакции от 2 ноября 2015 года – наложен мораторий до 31 декабря 2016 года).

Комментарий:
В настоящее время земельный фонд области составляет 28,3 млн.га.
На аукцион могут быть выставлены только земли запаса, из которых пашня составляет всего 1,3% (144,3 тысячи гектар). Как правило, это неиспользуемые земли с низким потенциалом отдачи. 98% (8,3 млн. гектар) земель запаса занимают пастбищные угодья.
Аукцион - способ проведения торгов, направленный на продажу земельного участка или права аренды на земельный участок физическим и юридическим лицам, обеспечивающий открытую конкуренцию между участниками торгов.
При продаже земель сельскохозяйственного назначения в аукционе имеют право принимать участие только граждане Республики Казахстан. Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица не могут участвовать в таких аукционах. («Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка» утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан №290 от 31 марта 2015г).
Участок на аукцион будет выставляться дважды методом повышения стоимости земельного участка.
Если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50% от кадастровой стоимости).

Кадастровую стоимость земельных участков определяет департамент «Научно-производственный центр земельного кадастра» - филиал НАО «Государственная Корпорация «Правительство для граждан» по ВКО (НПЦзем). К примеру, средняя стоимость пашни по области составляет около 46 тысяч тенге за 1 гектар (от 21 до 63 тысячи тенге в зависимости от плодородия почвы) и около 8 тысяч тенге за гектар пастбищ.

Второе нововведение. Предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде (статья 171 Земельного Кодекса Республики Казахстан - наложен мораторий до 31 декабря 2016 года).

Комментарий:
В Восточно-Казахстанской области из 10,3 млн. га земель сельхоз назначения (в том числе 1,4 млн. гектаров пашни), у сельхоз товаропроизводителей области в аренде находится 10,2 млн. гектаров. В частной собственности - всего 78,3 тысячи гектаров сельхоз земель (0,8%), в том числе 70,8 тысяч гектар или 90,4% пастбища.
Никто, кроме самого землепользователя, не может претендовать на арендуемые участки, если работа на них ведется согласно Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Комментарий:
Норма о сдаче гражданам Казахстана земли в аренду до 49 лет была введена ещё в 2003 году, когда принимали Земельный кодекс. С введением новых норм все договоры на аренду сохраняют свою силу. А это, как правило, десятки лет. Также, землепользователь может выкупить арендуемую землю за полцены - 50% от оценочной стоимости - без торгов и с возможностью рассрочки до десяти лет (статьи 171 и 48-1 Земельного Кодекса Республики Казахстан в редакции от 2 ноября 2015 года – наложен мораторий до 31 декабря 2016 года).
Или передать свою долю в уставной капитал, создаваемых товариществ и кооперативов.  

Третье нововведение. Снятие ограничений по использованию земель сельхоз назначения находящихся в аренде (статья 37 Земельного Кодекса Республики Казахстан в редакции от 2 ноября 2015 года – наложен мораторий до 31 декабря 2016 года).

Комментарий:

Предложенная норма позволит землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности закладывать землю в банк, отчуждать в течении всего срока аренды. То есть, земля превращается в финансовый инструмент землепользователя. Гражданским кодексом Республики Казахстан предусмотрено право крестьянина по передаче земельного участка в залог на добровольной основе. Никто не может заставить подписывать договор о залоге в принудительном порядке.
Это позволит повысить ценность права землепользования и, в целом, послужит действенной мерой господдержки для сельхоз товаропроизводителей.
Негосударственные землепользователи Республики Казахстан (АО, ТОО, кооперативы, фермеры и др.), которым предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельхоз производства могут осуществлять указанные действия без выкупа права землепользования, за исключением передачи в субаренду.
Четвертое нововведение. Упрощение процедуры смены целевого назначения земельного участка (ст. 97 Земельного кодекса РК в редакции от 2 ноября 2015 года - наложен мораторий до 31 декабря 2016 года).

Комментарий:

В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек в Земельный кодекс внесена норма, предусматривающая исключение процедуры изменения целевого назначения сельхоз земель при строительстве на нем объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования на данных участках.
К примеру, если раньше приходилось менять целевое назначение земли под строительство молочно-товарной фермы, овощехранилища, зерносклада, то теперь этого не требуется.
Не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные).
Для изменения целевого назначения земельного участка под коммерческую деятельность согласно пункту 2 статьи 49-1 Кодекса, землепользователю необходимо подать заявление в акимат по месту нахождения земельного участка.
Уполномоченный орган в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции подготавливает предложение о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению (пункт 7 статьи 49-1 Кодекса).
Решение местного исполнительного органа об изменении либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения комиссии.'

Комментарий:
Основной целью изменений и дополнений Земельного Кодекса является обеспечение качественно нового уровня работы на земле. В этом есть насущная необходимость. Высок процент истощенных, низкоплодородных, заброшенных полей. Порой земли используются потребительски или не по назначению.  
Мы не используем громадный потенциал земельного фонда. К примеру, Казахстан обладает 147 млн. га пастбищ и граничит с двумя странами, крупнейшими потребителями говядины. Это Россия и Китай, которые закупили говядину в 2014 году на сумму более 4 млрд. долл. США. При таких потенциальных потребителях мы не используем наши возможности.
Основная причина – это недостаток инвестиций в сельское хозяйство, связанный с высокими финансовыми затратами производства, большим сроком его окупаемости, отсутствием инфраструктуры на селе, включая объекты по переработке и хранению сельхозпродукции и соответственно оттоком кадров.
При этом приток инвестиций в сельское хозяйство страны в 2015 году составил 167 млрд. тенге, что в 23 раза меньше, чем в промышленность.
Назрела необходимость менять подходы. Иметь землю и не использовать ее возможности, потребительски истощать её ресурсы – преступная халатность.
В ходе инвентаризации с 2012 по 2014 годы  по области выявлено 984,3 тысячи гектаров неиспользуемых земель сельхоз назначения. Из которых более 500 тыс. га возвращены государству

Не случайно, в стране приняты новые «Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения» (утверждены приказом и.о.Министра национальной экономики Республики Казахстан №268 от 27 марта 2015г).

Комментарий:
Землепользователь должен правильно использовать земли сельхоз назначения в соответствии с научно-обоснованными нормами рационального использования. Не  допускать ухудшения качества пастбищ и снижения плодородия почв. По этим правилам запрещается использование ГМО, любых химических удобрений, которые могут навредить не только почве, но и здоровью граждан. Арендаторы обязаны внедрять современные технологии, распределять нагрузки на пастбища согласно нормам.
На сегодня у 412 агроформирований имеются 320 проектов внутрихозяйственного землеустройства на площади более 1 млн. гектар. Из них треть приходится на пашню.
В случае неиспользования земель сельскохозяйственного назначения (на пашне – не проведение работ не проведение работ по обработке земельного участка под посевы сельскохозяйственных культур; на пастбищах -  отсутствие  сельскохозяйственных животных для выпаса, либо их наличие в количестве менее 20% от нормы нагрузки;  на сенокосах – не проведение сенокошения), а также при нерациональном использовании земель в соответствии со статьей 92-94 Земельного кодекса Республики Казахстан предусмотрены меры, вплоть до принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке.
Ряд подзаконных актов ужесточает ответственность за намеренную порчу земель сельхозназначений, коррупцию при реализации земельной реформы, а также нарушения миграционного законодательства (Статьи 92, 93, 99 Земельного кодекса и статьи 137, 338 КоАП, Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 268 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения»).
В рамках проведенного государственного контроля по использованию земель за 1,5 года в области выявлено более 139 тыс. гектар неиспользуемых, либо используемых с нарушением законодательства земель, которые будут возвращены  в государственную собственность.

Иностранцам и иностранным компаниям запрещено на правах собственности владеть казахстанской землей (статья 24 Земельного Кодекса в редакции от 2 ноября 2015 года - наложен мораторий до 31 декабря 2016 года).

Комментарий:
Иностранцам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов,  земля может предоставляться только на условиях аренды на конкурсной основе из земель запаса, т.е. неиспользуемых. И даже более того, у граждан Казахстана, утративших гражданство, земельная собственность будет отчуждаться или переоформляться.
При отчуждении гражданином Республики Казахстан земельного участка находящегося в частной собственности иностранцам, указанные лица (иностранцы) должны переоформить право земельного участка в течении трех месяцев во временное землепользование (статья 66 Земельного кодекса Республики Казахстан). В случае неисполнения данного требования, местный исполнительный орган подает иск о возврате земельного участка по его месту нахождения.

Комментарий:
С 2003 года земли сельхозназначения иностранным кампаниям передавали в аренду на 10 лет. На сегодня по области иностранным гражданам предоставлено в аренду только 324 гектара сельхоз земель (это лишь 0,003% от земель сельхозназначения) в Уланском, Зайсанском, Катон-Карагайском, Тарбагатайском и Зыряновском районах.

Увеличение срока аренды до 25 лет связано с тем, что сельскохозяйственный бизнес капиталоемкий. По расчетам специалистов, окупаемость таких проектов составляет минимум 13-15 лет. Поэтому, чтобы инвестор мог оправдать вложения был продлен срок аренды.
Во всем мире долгосрочная аренда земли – способ привлечения инвестиций.
Такие страны, как Бельгия, Германия, Греция, Нидерланды не ставят каких-либо ограничений в вопросах собственности или аренды земли иностранными инвесторами. Во Франции самый долгий срок аренды земельных ресурсов для иностранных инвесторов составляет 99 лет.
Во время подготовки норм Земельного кодекса данный опыт был учтен. Но, в то же время, вопрос о продаже земли иностранным гражданам не стоял и не стоит.
Постановлением Правительства (N 1071 от  22.10.2003) утверждены максимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения в пределах города/района, которые могут находиться на праве временного землепользования у иностранцев для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения иностранцам будет производиться на условиях рационального использования земли, привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий. При нарушениях законодательства предусмотрены жесткие меры вплоть до изъятия земли.

В части привлечения иностранной рабочей силы (Закон о занятости  РК от 6 апреля 2016 г.), необходимо отметить, что квота предоставляется сроком на 1 год с правом ее продления на 12 месяцев, но не более 2-х раз для квалифицированных кадров. Для рабочих профессий и сезонных иностранных работников продление срока не предусмотрено.
Трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется через квоты, т.е. решением Правительства РК ежегодно устанавливается максимальное количество иностранцев, приезжающих в Казахстан на заработки. Эта квота в Республике Казахстан не превышает 0,7% от экономически активного населения. Например, в 2016 году – квота составила 63 тыс. человек. В 2015 году было выдано всего 32 тыс. разрешений. При этом, квота предусматривает привлечение в основном квалифицированных работников. Из них 2054 иностранцев (6% от общего числа прибывших) приехало для сельскохозяйственных работ. За 5 лет количество иностранцев прибывающих в Казахстан практически не менялось.
Таким образом, с введением новых норм земельного законодательства земля станет весомым экономическим активом наших граждан и будет способствовать повышению производительности труда на селе.
Возможность приобретения сельхоз земель в частную собственность только гражданам Республики Казахстан даст мощный импульс развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности.
Принципиально важно, что право распоряжаться собственной землей принадлежит только народу Казахстана. Это незыблемый принцип и четкая позиция нашего государства. 

 

Страница изменена: 09-06-2016
Календарь событий
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


 

 

 

 

 

 

 

 

 

100 новых лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика


 

070400, ВКО Бородулихинский район
село Бородулиха ул. Тәуелсіздік, 69
Телефоны приемной: 8 (723-51) 2-13-31,
факс: 8 (723-51) 2-10-31

 

 

Администратор сайта: Кусманов Нияз Рафикович
Телефон: 8(72351) 2-10-01
E-mail: n.kusmanov@akimvko.gov.kz,
Borodulikha@akimvko.gov.kz

 


Copyright © 2008-2019